07.06.2018

Трубы для водопропускных систем: назначение и виды

Водопропускные системы сооружаются под полотном дороги в местах, где дорога пересекается с проточными водоёмами естественного или искусственного происхождения, и представляют собой альтернативу небольшим мостам.

Преимущества водопропускных систем перед мостами

Водопропускные системы с использованием труб для ливневой безнапорной канализации обладают рядом преимуществ в сравнении с небольшими мостами:

  • материальные затраты на устройство трубной системы водопропуска намного ниже в сравнении со строительством моста;
  • трубная конструкция не оказывает отрицательного разрушающего влияния на непрерывность и целостность земляного массива;
  • допустимая и оптимальная толщина засыпного слоя от низа дорожного полотна до верха трубы должна быть не меньше 50 см, но эксплуатационные характеристики остаются на высоком уровне и при толщине вала из грунта более 2 м.
  • в безаварийной эксплуатации автомобильных дорог очень важно, что дорожное полотно над трубами не покрывается тонкой наледью, в отличие от мостов.

Какие трубы применяются?

Для строительства водопропускных систем применяются следующие типы труб:

  • полимерные;
  • металлические;
  • железобетонные;
  • гофрометаллические конструкции.

Пластиковые водопропускные трубы

Для сооружения водопропускной системы хорошо подойдут пластиковые трубы для безнапорной канализации большого диаметра. Конструкции из пластиковых труб могут эксплуатироваться в любых условиях и очень долго, но в монтаже применяется метод защитных бетонных арок или возведение габионов.

При сооружении арок из железобетона верхняя часть пластиковой трубы является опалубкой, что значительно упрощает создание конструкции. Металлические короба – габионы –выполняют функцию разгрузки пластиковой трубы, а сама пластиковая конструкция с внешней защитой может эксплуатироваться десятилетиями. Завод «СТС» предлагает для таких целей использовать трубы Double-Plast SN8 с сечением до 630 мм.

Металлические водопропускные трубы

Металлические трубы идеальны с точки зрения прочности, но при длительной эксплуатации разрушаются от коррозии, поэтому рациональнее их использовать для разовых проколов под дорожным полотном с целью проведения дренажных работ.

Эта проблема актуальна при невозможности проведения ремонтных работ по восстановлению либо прочистке основного водовода. Иногда трубы из металла используются в качестве футляра для защиты внутреннего трубопровода. В большинстве же случаев такие трубы уступают по многим параметрам современным полимерным трубам.

СМГК

Сборные конструкции из гофрированного металла (СМГК) не являются трубами в точном определении, но всё чаще применяются в водопропускных системах постоянного использования.

Обладают рядом достоинств:

  • гофрированные листы приобретают необходимые параметры водопропускной системы непосредственно на месте установки;
  • гофрированным системам можно придавать различные сложные формы;
  • расчётный срок эксплуатации систем из гофрометалла достигает 60, а отдельных случаях и 100 лет;
  • обладают повышенной сейсмоустойчивостью;
  • почти на треть дешевле аналогичных железобетонных изделий;
  • допустимый диаметр от 1 до 15 м;
  • могут эксплуатироваться в любом климате;
  • сечению можно придать самые необычные формы: грушевидную, арочную, эллипсовидную.

Трубы водопропускные железобетонные

Такие изделия можно изготовить на месте монтажа, что является важным преимуществом в удалённых от заводов-производителей местах монтажа и при необходимости изготовления нестандартной конструкции.  ЖБИ отличаются прочностью и стойкостью к сейсмическому воздействию, однако монтаж обойдется дороже и займёт больше времени.

Дополнительные элементы водопропускной системы

Оголовки необходимы для стыковки трубы и насыпи, создания благоприятных условий протекания водных потоков. Изготавливаются в нескольких вариантах: портальные, обтекаемые, воротниковые, и раструбные.

Звенья необходимы для обеспечения удлинения системы водопропуска, эффективны на подвижных грунтах.

Монтаж труб при обустройстве водопропускной системы

Можно выделить основные этапы монтажа:

  • разработка грунта в котловане;
  • устройство фундамента и подушки;
  • монтаж и укладка труб;
  • обустройство или восстановление дорожной насыпи.

Котлован

Важными критериями при устройстве котлована считаются параметры водовода и тип грунта для удержания конструкции.

Дренаж

дренажРазработка котлована производится до проектной глубины ниже отметки промерзания на 20-30 см либо исходя из расчётов нагрузок и насыпного вала. Так как практически всегда водовод строится на влажных и заболоченных почвах, предварительно разрабатывается система дренажа, отвода излишней влаги из котлована.

В отдельных случаях достаточно использования насоса или системы насосов на период рытья котлована и монтажа водоотводной системы.

Блоки и габионы

Часто для укрепления стен котлована применяются габионы - изделия из металлической сетки, наполненной камнями.

Под фундамент выполняется песчано-гравийная подсыпка с уплотнением. Основание выполняется из монолитного железобетона или стандартных бетонных блоков.

В случае исполнения фундамента из блоков, монтаж начинается с выходного оголовка, продвигаясь к входному. В случае значительного перепада высот возможно использование железобетонных свай.

Монолит

Бетонная смесь для монолитного фундамента заливается в съёмную опалубку по предварительно подготовленному уплотнённому песчано-гравийному подстилающему слою.

Армируется фундамент согласно проекту, предусматривающему возможную сейсмичность или особенности грунта.

Укладка труб

Трубы монтируются на всю ширину дорожного полотна сразу либо стыкуются в котловане: железобетонные с помощью цементно - песчаного раствора, а СМПГ - защёлками и заклёпками. Пластиковые трубы зачастую комплектуются удобными раструбами, что существенно облегчает монтаж, для полимерных труб от «СТС» это обязательное условие. Для герметичности можно использовать дополнительные уплотнители. Если раструба нет, или когда требуется особая прочность соединения, может применяться сварка пластика.

Пустоты вокруг труб заполняются песчано-гравийной смесью, иногда смешанной с цементом. На заключительном этапе котлован засыпается грунтом с послойным трамбованием либо без него. Слой насыпного грунта зависит от проектной прочности трубы и может составлять слой толщиной 6 м.   

Трубы для водопропускных систем от «СТС»

Завод «СТС» осуществляет оптовые поставки пластиковых труб для ливневой канализации. Если перед вами стоит задача обустроить водопропускную систему, мы поможем вам. При необходимости мы можем изготовить трубы нужного вам диаметра под заказ.